Новые ценности и цели образования
Наша образовательная система, к сожалению в большом кризисе. И, если мы считаем, что уже настала пора из него выходить, то нам совершенно необходимо пересмотреть основные ценности образования.
Сейчас основная цель школьного обучения — получение хороших баллов. Цель не вполне рациональная, так как большинство усилий направлены именно на получение оценок, а оставшиеся от этой борьбы силы - на получение знаний. Достижение этой цели происходит с неоправданной потерей энергии и учителей, и учеников, теряется настоящая мотивация к учению. Оценки гораздо чаще являются средством наказания учеников, чем поощрения или стимуляции к успехам. Всех в школе действительно гораздо больше интересует, сколько баллов ученик получил, чем то, что он узнал.
Сам процесс получения знаний, а также процессы развития мышления, воображения, внимания, возможности памяти, творческие состояния, внутренние переживания учеников, их собственные устремления — это не является очень важным для школы. Все эти процессы школой игнорируются, они просто там не учитываются, хотя все эти внутренние процессы происходят в каждом человеке в каждое мгновение.
- В каждое мгновение мы что-то чувствуем, о чем-то думаем, что-то замечаем, а что-то нет, каждый из нас наделен богатым воображением, у каждого есть свои внутренние предпочтения, целый огромный мир чувств, состояний и образов, пережитого опыта, хранящихся в нашей внутренней кладовой. Среди нас нет тех, кто пережил бы абсолютно одинаковый жизненный опыт, поэтому мы все уникальны. Именно этот опыт и определяет то, что мы называем ЛИЧНОСТЬЮ.
- САМА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА АБСОЛЮТНО НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ СИСТЕМОЙ, КОТОРОИ ИМЕННО Й МЫ ОБЯЗАНЫ ДОВЕРИТЬ ВОСПИТАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ.
- Для того, чтобы образование стало действительно эффективным, необходимо осознать ценность развития каждого человека, надо максимально использовать все способности, данные ему природой.
- Нам необходимо сделать образование человечным, мудрым и возвышающим сознание процессом. Именно формирование ЧЕЛОВЕКА, его нравственности, его человечности, реализации его потенциала - это и есть истинная цель гуманной, цивилизованной школы.
- Школа, в которой не видят человека и не формируют его сознание, ведет наши способности к упадку, а общество к деградации.
- Школа, которая начнет любить детей и воспитывать их, школа, которая научит людей мудрости и добру, выведет нас всех из кризиса. И это не так уж трудно, но надо точно определить цель — Школа Для Счастья Человека.
- Человеку для счастья мало иметь хорошую специальность, на получение которой в конечном счете направлено образование. Ему нужно гораздо больше. Его знания должны охватывать все стороны жизни, все, с чем человеку предстоит столкнуться в жизни, он может и должен знать. Ему предстоит создать семью, воспитывать детей, обеспечивать их, много раз менять работу, поддерживать свое здоровье и здоровье близких, он будет общаться с людьми, радоваться, переживать, делать ошибки и исправлять их. Разве обо всем этом нельзя рассказать молодому человеку и научить, как выживать в разных ситуациях.
- Может ли школа заложить основы грамотного отношения человека к своей жизни во всех ее проявлениях: здоровье, материальное благополучие, семья и воспитание, умение добиваться целей, умение общаться и помогать людям? Это можно и нужно сделать. И в такую школу с радостью будут идти дети, потому что она будет приносить им пользу и радость, и никого не нужно будет заставлять и пугать оценками. Школа должна дать универсальные знания «выживаемости», и тогда все остальные знания, которые ему понадобятся, человек сможет добыть сам.
Чему мы обязаны научить детей, если действительно желаем им блага «Воображение намного важнее, чем знание» Альберт Эйнштейн
«Мышление — это движение от лжи к истине и узрение абсолютного, всеобщего в частном» Махмуд Шабустари 13-14 век
- Мы должны научить детей:
- определять свои цели и достигать их,
- планировать свое время,
- укреплять свои волевые качества,
- понимать универсальные принципы работы сознания,
- повышать свою культуру, особенно культуру речи,
- уметь делать правильный выбор,
- мыслить самостоятельно,
- тренировать свое мышление,
- развивать свое воображением,
- работать с внутренними образами,
- понимать, как происходят процессы запоминания информации,
- знать и использовать десятки способов активизировать свою память,
- понимать свои чувства и доверять им,
- работать с чувствами и управлять ими,
- активно использовать органы чувств в познавательном процессе,
- учиться использовать интуицию,
- делать исследования и не бояться ошибок,
- ошибки — это проявления инициативы, они помогают учиться,
- если необходимо, уметь признать ошибки и отказаться от неправильного действия,
- повышать свою внимательность и концентрацию,
следить за движениями тела, двигаться грациозно, - использовать движения для развития сознания,
- совершенствовать координацию движений, гармонизуя этим два полушария мозга
- брать ответственность за свое здоровье,
- контролировать свое физическое состояние и умственную активность,
- уметь сохранять и восстанавливать свою энергию, не перенапрягаться,
- знать множество способов укрепления своего здоровья,
- изучать этические и моральные законы,
- стремиться к идеалам милосердия, добра, взаимопонимания и объединения людей,
- учиться мудрости, то есть поднимать свое сознание в области более высокие, чем удовлетворение собственных потребностей,
- уметь отдавать и помогать, уметь чувствовать другого,
- уметь общаться, развивать свои лидерские качества,
- изучать законы общественных взаимоотношений,
- уметь быстро трансформироваться,
- перестраивать свое мышления при необходимости,
- уметь быстро обучаться,
- быть универсальным,
- быть эффективным,
- уметь «выживать» в разных обстоятельствах,
- изучать принципы работы с деньгами,
- повышать свою финансовую грамотность,
- быть творческим,
- находить множество вариантов решения поставленных задач,
- уметь играть, радоваться игре и пробовать себя в разных ролях,
- уметь проигрывать, не теряя достоинства, и выигрывать, не приобретая гордыни,
- понимать состояния творческого подъема и вдохновения, уметь ими пользоваться,
- уметь радоваться и делиться своей радостью.
- У нас пока не принято специально уделять внимание всем этим не очень осязаемым качествам. Но именно они и определяют нашу успешность в жизни. Системой образования определены приоритетные знания, более осязаемые, более привычные. понятные в нашем обществе: математика, языки, естествознание... Считается, что они должны подготовить нас к будущей специализации. Знания о себе, не имеющие прямого отношения к специализации, второстепенны, и их не пускают в школы, чтобы не мешать «главному».
- Но знания о себе — универсальны, а специализация — всего лишь один из вариантов выбора человека. Завтра он может захотеть сделать другой выбор. И тогда универсальные знания помогут ему в этом, а их отсутствие может стать причиной разочарования и трагедий. Задача истинных педагогов — раскрыть перед человеком огромный горизонт, множество возможностей и научить его делать выбор, а не вести его вслепую по единственной тропинке в незнакомом лесу.
- Все знания о себе - не менее точная наука, чем все другие, которые мы изучаем. Но у большинства из нас нет привычки об этом задумываться. И далеко не все пробовали применять такие знания на практике. Но стоит только воспользоваться этой наукой, мы быстро почувствуем ее преимущества. Она существенно ускоряет все познавательные процессы, повышает мотивацию и качество обучения. Любое знание, «пропущенное через себя», становится более интересным, более значимым для человека. Готовое знание, которое система «впихивает» в ученика, не учитывая его потребности и волю, все равно в него «не лезет». И этому мы все свидетели.
- Но ученики не виноваты в своих плохих результатах. Детей надо сделать активными участниками процесса познания. Показать, как пользоваться своей головой, чувствами, сердцем, воображением, памятью, вниманием, развить координацию движений и все остальное доверить их природной мудрости. Все остальное они сделают сами. Они все усвоят, все поймут, гораздо быстрее и лучше, чем мы привыкли от них ожидать.
- Ничего нового и необыкновенного в этих методиках нет. Все давно изучено, и каждая из этих методик дает превосходные результаты. Беда нашей школы в том, что самые эффективные методики она просто не использует.
- Каждая развивающая методика требует специального времени.
- Ни одно из этих качеств не формируется само.
- Над каждым качеством человека надо работать, а еще лучше научить, чтобы он работал над собой сам.
- Это просто, когда человек видит, что вокруг него все тоже работают над собой. Это просто, когда человек чувствует поддержку и знает, что его ценят как личность.
- Этот процесс Воспитания Настоящей Личности - интереснейший, захватывающий и наиважнейший для человечества. И время, затраченное на него, вернется нам как мудрость, чуткость, творчество, жизненная активность, успешность каждого человека и процветание всего нашего общества в будущем.